Как снизили аварийность в транспортной компании в 2,7 раза.
Нелегкие времена у транспортных компаний- налоги, цены, конкуренция. Некоторые ушли из этого бизнеса, оставшиеся начали оптимизировать свои фирмы: ремонт автомобилей, экономия топлива. Но есть один показатель который стоит особняком- аварийность. Почему-то считается, что с этим показателем ничего нельзя сделать. «От этого никто не застрахован» - стандартная фраза, которую используют многие руководители предприятий. И вся деятельность в области обеспечения БДД сводится к тому, чтобы содержать в порядке документацию на случай проверки. Действительно, а что можно сделать, ведь на предприятии опытные водители со стажем, а по телевизору нам говорят, что вся аварийность от плохих дорог и тех состояния транспорта.
Мы хотим рассказать о том, как снизили аварийность в 2,7 раза в транспортной компании. Количество автомобилей- около 100 единиц. Персонал- 50% местные водители, остальные из соседних областей. Ошибочным будет мнение, что только деятельность «Учебного центра НП «ЛАТ»» привела к снижению аварийности. Аварийность может снизить только руководство компании. Наша задача—специализированные услуги. Какую работу мы выполнили?
Во-первых, собрали всю информацию имеющую отношение к водителям предприятия: количество водителей, возраст, стаж, стаж в предприятии, все нарушения ПДД за последние три года.
Во-вторых, собрали всю информацию по ДТП в предприятии: «виновен», «не виновен», место, дата, вид ДТП. Также попросили руководство фирмы посчитать убытки от ДТП за год. Точно рассчитать убытки не получилось, но составленная таблица дает необходимое представление о положении вещей.
В-третьих, провели анализ причин ДТП. Напоминаем, что причина, это не гололед, туман или дождь и т.д. Гололед, дождь, туман- это факторы, увеличивающие риск возникновения ДТП, а не его причина. Анализ причин должен ответить на вопрос: «Какие действия или принятые решения водителя послужили причиной ДТП?» Следующий вопрос сложнее: «Почему водитель принял такое решение?»
В-четвертых, проверили уровень профессиональной подготовки водителей. Хороший уровень профессиональных знаний показали около 10% водителей. Удивляться этому не нужно, т.к. это стандартный показатель. Мы проверяли разные категории водителей: «дальнобойщиков», водителей автобусов, персональных водителей, водителей грузовиков- результат везде одинаковый. Если мы проверим Ваше предприятие, то результат будет очень похож. Проблемы с уровнем подготовки водителей всем известны, но не все представляют, насколько эти проблемы велики.
В-пятых, ежегодно 100% водителей прослушивают цикл лекций по темам: «Физика поведения автомобиля в экстремальной ситуации», «Психофизиологические особенности труда водителя». Задача занятий- дать водителю достоверную информацию по выбранным темам. Сложность занятий заключается в том, что обучение проходят водители-профессионалы со стажем (почти каждый из них считает себя очень грамотным специалистом). Соответственно, они имеют низкую мотивацию к обучению. Если просто сказать, что вы не грамотны- получим сильное противодействие. Занятия приходится строить таким образом, чтобы водители сами делали необходимые выводы. Самое сложное- создать необходимую мотивацию к безопасному управлению автомобилем.
Дополнительно транспортная компания открыла свой учебный класс, ввела обязательную стажировку вновь поступающих водителей (не менее 3-4 недель), ежегодный медицинский осмотр (не на бумаге, а настоящий), «13 зарплату», доску почета, установила программу смс рассылок для своих водителей, организовала помощь в оформлении льготной ипотеки. Ежегодно на праздничном концерте, посвященном «Дню работников автомобильного транспорта», которое проводит «Некоммерческое партнерство «Логистика и автоперевозки Татарстана»», в крупнейшем ДК города лучшие водители награждаются грамотами и ценными подарками от профильных министерств и ведомств.
По результатам анализа ДТП, руководство фирмы запретило остановки на обочине (все ночевки, обеды, отдых на специализированных площадках) и ночную эксплуатацию автомобилей (бывают редкие, исключения- например, Москва).
К сожалению, мы не можем в короткой статье подробно описать всю работу, которую провело руководство транспортной компании совместно с нами. Да мы и не ставили перед собой такой задачи. Мы хотели обратить Ваше внимание на то, что аварийность можно снизить. Посмотрите на диаграмму внизу, это результаты выполненной работы.
Заключение.
Нас часто спрашивают, сколько денег потратила транспортная компания на внедрение программы по снижению аварийности. Я могу ответить только за стоимость наших услуг. Наши услуги обходились транспортной компании в среднем около 300 т.р. в год. Экономия от внедрённой программы составила в разные годы от 10 до 25 млн. руб. в год.
Иногда мы слышим: «Мы в этом году не заложили в бюджет денег на подготовку водителей.» Хочется спросить: «А сколько денег вы заложили в бюджет на ДТП?»
О подготовке начинающих
За сколько дней можно научить человека управлять автомобилем?
Сколько людей не село за руль автомобиля, только потому, что ему сказали: «Тебе это не дано», «Ты не способен». Несколько лет назад мы совместно с ГИБДД проводили занятия с инструкторами автошкол. При проведении входного контроля выяснилось, что большинство из них считает, что около 40% мужчин и 60% женщин не способны управлять автомобилем.
В «Учебном центре НП «ЛАТ»» 18 лет существует специальная программа подготовки начинающих водителей. Обучение длится 7 дней. В программе обучения: габаритная подготовка, все виды парковок, скоростное маневрирование, исправление ошибочных навыков, полученных в автошколе и др. Обучение проходят на личных автомобилях. На нашу работу есть гарантия. Если мы не научим управлять автомобилем за 7 дней, то следующий курс будет бесплатным. Многие считают, что это маловероятно, и что здесь есть какой-то секрет.
Мы никогда не делали тайны из своей программы. По просьбе ГИБДД мы неоднократно рассказывали всю технологию на курсах подготовки инструкторов практического вождения. В этой публикации мы хотим рассказать, почему можно подготовить водителя за 7 дней. Вообще-то, для того чтобы человек передвигался по городу, достаточно и 2-3 дней подготовки, на 7 дней она растягивается из-за парковок.
Сначала давайте разберёмся, из чего состоит управление автомобилем в реальных условиях.
При управлении автомобилем водитель решает две основные задачи:
Первое - управление самим автомобилем. Водитель должен переключать передачи, пользоваться педалями, крутить руль и т.д.
Второе – анализ дорожной обстановки. Кто кому уступает, какие знаки, как ведут себя другие участники движения.
Человек не может одновременно решать обе эти задачи. Это вызывает большое эмоциональное напряжение, которое начинающий водитель интерпретирует как «страх».
Как убрать это напряжение? Просто нужно оставить одну задачу. «Анализ дорожной обстановки» мы убрать не можем, остается убрать «управление автомобилем». В этом и состоит основной «секрет» подготовки. На занятиях навыки управления автомобилем доводятся до высокой степени автоматизма и внимание водителя «освобождается» для анализа дорожной обстановки.
Как довести до автоматизма навыки? Любая автоматизация навыков, это большое количество повторов. Вот здесь и выходит на первый план автодромная подготовка. Автодром позволяет совершать большое количество повторов за короткий промежуток времени. За счет высокой интенсивности занятий, навыки нарабатываются очень быстро.
Исправление ошибок. Автодромная подготовка позволяет быстро исправлять ошибки в технике управления автомобилем. Курсант путает передачи? Можем заняться целенаправленно этой проблемой. Дергается во время трогания с места? Отработаем и это. Тормозит с выжатой педалью сцепления или на нейтральной передаче- обязательно исправим.
Некоторые инструктора говорят, что это можно отработать и в городских условиях, можно, но сколько времени на это будет потрачено? Для того чтобы курсант гарантированно научился трогаться, мы тратим 10-15 минут, чтобы перестал путать передачи- 20-30 минут. Обратите внимание, мы не говорим сколько дней, мы говорим сколько минут.
Следующий этап. Выезд в город. Помните, что курсант учится на своем автомобиле? Нас часто спрашивают: «Как вы не боитесь выезжать в город с начинающим водителем без вторых педалей?» К моменту выезда в город курсант уже умеет управлять автомобилем. В городе инструктор помогает ему адаптироваться к городским условиям. Они учатся держаться своей полосы, проезжать перекрестки, двигаться по кольцу и т.д. Они могут припарковаться у торгового центра или припарковаться во дворе дома. Надо понять простую вещь, никто не учит курсанта в городе трогаться, переключаться, выбирать передачу, рассчитывать торможение.
Конечно в одной короткой статье мы не можем описать все нюансы подготовки. Да и не ставилось такой задачи. Нам важно, чтобы Вы поняли сами принципы подготовки.
Кстати, хотите знать сколько человек приходит на повторный курс? Для 98-99% водителей достаточна эта продолжительность подготовки, и только 1-2% приходят на дополнительные занятия. Как правило, им бывает достаточно 1-2 дней дополнительной подготовки для корректировки каких-то проблем. Где 60% неспособных водителей, мы за эти годы так и не поняли.
Диагностика водителей
Психофизиологическая диагностика водителей.
Когда нам бывает необходимо оценить надежность водителя, мы в первую очередь начинаем оценивать уровень его профессиональной подготовки. Мы смотрим как он управляет автомобилем, (не тормозит ли на нейтральной передаче, не выжимает ли во время торможения в первую очередь сцепление, и многое другое). Проверяем, знает ли «физику поведения автомобиля…», знает ли как на самом деле определяется дистанция, как правильно выполняется обгон, как управлять автомобилем на загородной трассе. Первую часть оценки водителя можно уместить в короткое определение. Есть две основные причины ДТП: первая - ошибка в управлении транспортным средством, и вторая – ошибка в принятии решения.Эти параметры можно исправить.
Но есть параметр, который закладывается в детстве и его почти невозможно изменить. Речь идет о психофизиологических функциях водителя.Для их проверки мы используем специальный психодиагностический комплекс. Что бы получить информацию об уровне профессионально важных психологических качеств (ПВК) водителя, необходимо проведение целой серии тестов.
Например:
Тест на оценку уровня восприятия скорости движения и расстояния до объектов в быстро меняющейся ситуации.
Тест на распределение внимания. Дает информацию о способности водителя одновременно контролировать и, при необходимости, быстро и точно выполнять наиболее важные действия при ведении автомобиля, без потери контроля над другими значимыми аспектами дорожной ситуации.
Тест на эмоциональную устойчивость. Предназначен для оценки способности обследуемого водителя выполнять деятельность при наличии помех и отрицательных эмоциональных факторов.
Оборудование может использовать 10 основных и более 20 вспомогательных тестов. Все методики валидизированы и критерии отбора достоверны. В зависимости от того какую категорию водителей проверяем диагностика продолжается от 1 до 2 часов.
Для чего же нужно водителю проходить такую диагностику? Для того что бы узнать возможности своего организма. И если есть слабые стороны, понять, как можно их компенсировать. Со временем способности организма меняются, и поэтому рекомендуется проходить повторное тестирование раз 3-5 лет.
О статистике ГИБДД РФ
Как мы производим большое впечатление.
Скажите государю, что у англичан ружья
кирпичом не чистят… («Левша» А.Н. Лесков)
Наша страна достигла больших успехов в борьбе с аварийностью. Это видно по официальной статистике ГИБДД РФ (http://stat.gibdd.ru/). В апреле 2018 года Российская делегация приняла участие в заседании 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Александр Горовой рассказал в ГА ООН, как в России реализуется комплекс мер по повышению безопасности на дорогах … Он сообщил, что благодаря принятым в России мерам число погибших в автомобильных авариях за последние 6 лет сократилось на треть ( https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/12793666 ).
Ещё один участник делегации, Президент экспертного центра «Движение без опасности», заместитель председателя Общественного совета Министерства транспорта РФ -Наталья Агре пояснила «КП», что «успехи России в области безопасности дорожного движения произвели большое впечатление как на участников Генеральной Ассамблеи ООН, так и представителей партнерства организаций, которые на глобальном уровне занимаются безопасностью дорожного движения». (https://www.kp.kg/daily/26819.7/3855499/)
Можно послушать интервью Натальи Агре данную радио Вести ФМ (27 июля 2018 года, 9ч.05 мин. https://radiovesti.ru/brand/60933/episode/1860648/). Начиная с 16 мин. 40 сек., вы услышите, что «бравада Евросоюза поугасла...», и о том, что «То, что мы достигли за 10 лет более ощутимо, чем-то что достигла Европа…». Вот видите? Всё и вся говорит, что в обеспечении БДД страна идет в верном направлении.
Мы всей страной это слышим, видим, читаем. Но есть один вопрос, который почему-то не задает ни один эксперт в области БДД: «Каким образом, при отсутствии предпосылок, произошло резкое снижение аварийности в последние годы?» При этом сразу же возникает второй вопрос: «Можем ли мы доверять этой статистике?»
Почему именно мы задаем такие вопросы? Анализ аварийности является составной частью нашей работы (водитель, автопредприятие, город, республика). Показатели аварийности в стране являются важнейшим инструментом анализа среды в которой выполняет работу водитель или предприятие. На сайте ГИБДД РФ есть очень удобный раздел статистики.
Все цифры, которые мы будем публиковать, мы взяли из официальной статистики ГИБДД РФ. И все они сохранены у нас в архивах. Так же без особых проблем Вы можете найти их в интернете (так же с сылкой на ГИБДД РФ). Мы специально публикуем самые простые для восприятия показатели. Цифры и выводы, требующие подробного разъяснения мы публиковать не стали, чтобы не увеличивать объем статьи и не утомлять читателя.
2016 год.
Почему начинаем с 2016 года? С 2015 года началось резкое снижение количества погибших в ДТП (один из целевых показателей ФЦП). При отсутствии серьёзных предпосылок к этому (например, введение бальной системы учета нарушения), это явилось для нас достаточным основанием поставить под сомнение достоверность публикуемых показателей. Почему не публиковали раньше? В начале 2017 года сменился начальник ГИБДД РФ и мы считаем, что было бы неправильно с нашей стороны не подождать, изменится ли «система» с приходом нового руководства. Если бы произошли изменения, то мы так и продолжали бы рассказывать об «особенностях учета ДТП в РФ» только на лекциях для руководителей автопредприятий.
Внизу в таблице представлен пример, как производился учет ДТП и его последствий в «грузовом автотранспорте». Я подскажу, как смотреть. «Итоги 2016 г.» - это официальная статистика, опубликованная ГИБДД РФ, «октябрь 2016 г.» - это показатели, которые были до того, как опубликовали итоги 2016 года, «октябрь 2016 в 2017 г.» как изменился показатель за октябрь 2016 года после опубликования официальной статистики. Давайте посмотрим, что получается. По итогам октября 2016 года было 13276 ДТП (рост 49%) по вине водителей грузовиков, в них погибло 1922 (рост 35.5%) человека, ранено 17311 (рост 53,9%) человек. После опубликования итогов 2016 года оказалось, что ДТП с грузовиками в октябре 2016 года было на 4225 меньше, «воскресили» 512человек, после этого «сминусовать» каких-то 5756 раненыхвообще не проблема. В конце данной статьи будет Приложение1, где мы привели пример таких же показателей по 29 регионам Российской Федерации. Кстати, не спешите обвинять региональные подразделения, с внедрением Автоматизированной информационно-управляющей системы информация уходит в Москву. Первичная информация в течение 3 часов, сведения в объеме полной карточки – 72 часа с момента прибытия к месту происшествия. Данную систему начали внедрять в 2012 году, во второй половине 2014 года ввели в эксплуатацию, с 2015 года начали учитывать все ДТП, даже без пострадавших. (http://www.nbiservice.com/images/Pictures-Preza/AIUS_GIBDD/__.pdf).
Если у кого-то возникли сомнения в нашей компетентности, вот вам информация из структуры МВД. В обзоре ФКУ НИЦ БДД МВД РФ, так же видно, что ДТП с грузовиками в 3 квартале 2016 г. превышают показатели за 12 месяцев 2016 г.
Был когда-то в статистике ГИБДД РФ Раздел 8 (Раздел 8. Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие в них, с участием автомобильного транспорта общего пользования и наземным электрическим транспортом по видам сообщения.) Скажем проще, все виды пассажирских перевозок.
Посмотрим, что происходило с этим разделом. В 2015 году был незначительный рост аварийности (на 0.8%), и неплохое снижение количества погибших (-16%) в этом разделе. Правда опять показатели в декабре были ниже чем в ноябре, но по сравнению с грузовиками это ничтожная разница. В 2016 году были достигнуты превосходнейшие результаты по снижению аварийности в разделе 8. По итогам года снижение ДТП -40.4%, количество погибших -46.7%. Как же были достигнуты такие результаты? Все просто, взяли и убрали показатели во второй и третьей графе раздела 8 (строка 2-регулярные перевозки в городском сообщении с высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах, строка 3 - регулярные перевозки в городском сообщении с высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте) Отсюда следует, в 2016 году не было ДТП с городскими автобусами.
В 2017 году произошел резкий рост ДТП в разделе 8. К октябрю 2017 года рост ДТП составил +86,5%, количество погибших +61.6%, количество раненых +75.8%. Понятно, что такие показатели никто терпеть не будет. И чтобы решить эту проблему, в ноябре раздел просто удалили. Нет раздела- нет проблем. Не появился раздел показывающий, что творится в пассажирских перевозках и в 2018 году (вернее появился только в январе). А теперь вопрос: «Случайны ли те резонансные аварии с автобусами, которые произошли в этом году?» .
2018 год.
Следующий пример не входит в сферу наших интересов. Мы никогда особо не рассматривали раздел 7 статистики ГИБДД РФ (Раздел 7. Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие в них с места совершения которых, водители или транспортные средства скрывались). Так, ознакомительный просмотр, не более. Но показатели, которые мы там увидели в 2018 году, вынудили нас со 2 квартала взять на контроль этот раздел (просто из спортивного интереса).
В разделе 7 были показаны значительное увеличение ДТП и его последствия. Например, в строке №8 «ДТП и пострадавшие с участием неустановленных транспортных средств» на июнь 2018 года, показатели были следующие: ДТП 3310 (+668%), погибшие 117(+485%), ранено 3307(+665,5%). Обратите внимание на показатели в скобках. В июле раздела 7 в статистике уже не было. Мы думали, ситуация стала развиваться так же как с разделом 8 в 2017 году. Но в августе раздел появился снова. Изящество решения нас порадовало. Вот вам задача: как сделать так, чтобы количество ДТП, погибших, раненых осталось почти неизменным, а цифры говорили, что вы хорошо работали. Решение простое, надо изменить не количество ДТП и т.д., а процентное соотношение (АППГ- сравнение с аналогичным периодом прошлого года) - это те цифры в скобочках. Смотрите, новые показатели на июнь 2018 года выглядели так: ДТП 2968(-1.6%), погибших 112(-16,4%), раненых 2949(-0.7%). Как это сделать? Элементарно. Измените показатели такого же раздела прошлого года в сторону увеличения и в этом году все будет отлично.
Статью надо завершать. Мы Вам показали, как может меняться статистика аварийности, которая публикуются на сайте ГИБДД РФ. Мы не первые кто поставил под сомнение достоверность этой информации. В силу того, что нам постоянно приходится использовать в работе эту информацию мы смогли увидеть эту разницу в показаниях. Нам искренне жаль, что мы теперь не можем в своей работе использовать этот ресурс. Помните правило, чтобы ответить на вопрос «Что делать?», надо сначала ответить на вопрос «Что происходит?». Конечно мы в своей работе компенсируем потерю информации, поступающей с этого ресурса. За двадцать лет мы накопили достаточно своей. Меня мучает другой вопрос. Как наше государство будет отвечать на вопрос «Что делать?». Вы же помните сначала надо ответить на вопрос «Что происходит?»
Если захотите понять почему ситуация развивается именно в этом направлении, я Вам рекомендую прочитать статью Блинкина М.Я. и Сарычева А.В. «Комментарии к проекту Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020гг.» http://blinkinstitute.blogspot.com/2013/01/2013-2020.html (9 страниц, читается легко).
Но завершить статью я хотел бы выдержкой не из научной статьи, а из произведения Лескова Н.С. «Левша».
«Но только когда Мартын-Сольский приехал, левша уже кончался, потому что у него затылок о парапет раскололся, и он одно только мог понятно выговорить:
- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть что бы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И с этою верностью левша перекрестился и помер.
Мартын-Сольский сейчас же поехал, об этом графу Чернышеву доложил, чтобы до государя довести, а граф Чернышев на него закричал:
- Знай, - говорит,- свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.
Государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой Крымской компании. В тогдашние времена как стали ружья заряжать, а пули в них болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены.
Тут Мартын-Сольский Чернышеву о левше и напомнил, а граф Чернышев и говорит:
- Пошел к черту, плезирная трубка, не в свое дело не мешайся, а не то я отопрусь, что никогда от тебя об этом не слыхал, - тебе же и достанется.
Мартын-Сольский подумал: «И вправду отопрется», - так и молчал.
Калимуллин Айрат Фатыхович
Директор «Учебный центр НП «ЛАТ»
Приложение 1.
стр 1.
стр 2.
стр 3.
Сайт и все материалы сайта являются собственностью ООО "Ученый центр НП "ЛАТ"